ДЕНЬ БЕЛОЙ ТРОСТИ.

15 октября весь мир отмечает Международный день Белой трости. Но это не праздник. Это день, напоминающий обществу о существовании рядом с нами людей с ограниченными физическими возможностями, об их потребности в помощи. Каждый из нас хотя бы раз в жизни видел на улице незрячего человека. Обычно их легко узнать по черным очкам и трости. Иногда рядом со слепым идет собака-поводырь в сбруе и с пометкой красного креста.
Что же означает название этого дня «Белая трость»? Трость для слепого – не только опора, инструмент и опознавательный знак для полноценных людей, это еще и зрение, осязание, защита и опора.
История этого символа слепоты началась в двадцатые годы прошлого века, когда преуспевающий британский фотограф Джеймс Биггс потерял зрение. Ему пришлось учиться жить по-новому и ходить по городу с тростью. Однако он нередко попадал в опасные ситуации, потому что ни водители, ни пешеходы не обращали на него внимания. Тогда, чтобы выделиться из толпы и стать заметным, он решил перекрасить свою черную трость в белый цвет. Эта идея оправдала себя, и через десять лет слепых в Англии стали централизованно обеспечивать белой тростью, а затем она распространилась и по всему миру.
Международный день Белой трости был установлен в США 15 октября 1970 года по инициативе Международной федерации слепых. Всероссийское общество слепых присоединилось к проведению Дня белой трости в 1987 году.
Задача этого дня – заставить людей вспомнить о том, что рядом с ними, порой подолгу оставаясь незамеченными, живут те, кто не видит всех красок окружающего мира. И даже не столько вспомнить, сколько попытаться понять их и помочь.
Поговорим о недуге слепоты. Людей, которые совсем ничего не видят, а также тех, кто видит очень плохо, принято называть общим словом «незрячие». Говоря о слепых, мы будем иметь в виду тех, кто совсем ничего не видит или видит так мало, что является практически слепым (имеет остроту зрения до 0,04). Слабовидящие – это те люди, которые видят, но очень плохо (острота зрения от 0,05 до 0,1). Например, в кабинете окулиста с расстояния в пять метров видят на таблице для проверки остроты зрения только буквы первой строки или вообще с такого расстояния не видят ни одной буквы, тогда как норма – чтение букв на десятой строке. Как можно заметить этих людей? Как правило, инвалида по зрению, идущего без сопровождения, можно заметить по трости, которая помогает ему безопасно передвигаться.
Те инвалиды, которые не используют трость, как правило, пользуются своим плохим зрением. Они передвигаются осторожно, многие из них слегка выставляют вперед руку, чтобы не натыкаться на окружающие предметы и людей. При этом они присматриваются к окружающему.
Таких людей можно заметить еще и по своеобразному поведению:
• одни постоянно крутят головой во все стороны, потому что видят мир как бы через узенькую трубочку или же у них видят только половинки каждого глаза. Им приходится собирать общую картинку окружающего пространства из тех небольших фрагментов, которые они в состоянии разглядеть;
• другие смотрят на окружающее пространство боком, потому что центр глаза у них ничего не видит, а боковое зрение, хоть и слабое, имеется;
• третьи ходят, высоко подняв голову, потому что у них сохранилось какое-то зрение только в нижней части глаза.
Можно было бы привести и другие примеры. Главное в том, что особенное направление головы и взгляда у инвалидов по зрению связано с нарушением поля зрения. Это означает, что они не просто плохо видят, а, как правило, плохо видят только каким-нибудь участком глаза, другими же участками глаза вообще ничего не могут рассмотреть.
Как правило, у незрячих людей не бывает проблем с речью. Но, хорошо слыша слова, незрячие могут не иметь представлений о предметах, объектах и явлениях, которые обозначаются этими словами. Непонимание слов, кото- рые они слышат, тоже приводит к неуверенности, растерянности, дискомфорту. У незрячих могут возникать сложности и в общении с окружающими, потому что, не видя мимики и жестов, незрячим сложно понять чужое настроение и поведение. Кроме того, мимика многих незря- чих не отражает их эмоционального состояния: у одних она маловыразительна, у других вообще отсутствует, у третьих может не соответствовать настроению, переживаемым эмоциям. Например, человеку грустно, но при этом он постоянно улыбается. Окружающие могут подумать, что незрячие не умеют сочувствовать. А на самом деле чувствуют они все так же, как и все, но без специального обучения их эмоции могут неправильно отражаться на лице. Незрячие могут самостоятельно писать и читать. Делают это они руками, используя рельефно-точечную систему Луи Брайля. Пишут слепые на специальном приборе специальным грифелем на плотной бумаге. Детей качественно обучают этому прежде всего в специальных школах для слепых детей, а взрослоослепших людей – в реабилитационных центрах для инвалидов по зрению, а также в библиотеках для слепых и в организациях Общества слепых. Кроме книг на Брайле, для незрячих выпускают рельеф- ные пособия, карты; аудиокниги и специальные приборы для их прослушивания; программное обеспечении для пользования компьютером без зрения или при очень слабом зрении и т. д. Сегодня в некоторых общественных местах важная информация продублирована на Брайле.
Некоторые люди не подходят к незрячим, потому что не знают, как предложить им свою помощь. Это ложная деликатность, ведь самим слепым и слабовидящим порой трудно найти того, кто помог бы им в сложных для них ситуациях. Вот несколько правил общения с незрячим человеком и его сопровождения.
1. Сами предлагайте помощь незрячим. Для этого дотроньтесь до руки человека и задайте вопрос: «Вам помочь?», «Что именно вы хотите?» и т. п. Пусть вас не обманывает то, что слепой или слабовидящий человек может носить очки: это немного облегчает им ориентацию, но и в очках они плохо видят и нуждаются в помощи зрячих.
2. Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
3. Не навязывайте помощь инвалиду, если он от нее отказывается. Незрячий, как и любой человек, имеет личное пространство, которое оберегает и очень чутко относится к любому вторжению.
4. Предлагая себя в качестве проводника, попросите человека взять вас под руку и идите на полшага впереди. Не хватайте трость незрячего, не отвлекайте собаку-поводыря.
5. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких потолках, высоких порогах и т. д. При подходе к бордюрам/лестницам сообщайте: «Бордюр вверх/вниз», «Ступени вверх/вниз». Положив руку незрячего на перила лестницы, вы ориентируете его о начале/конце спуска или подъема. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. Объясняйте причину возникновения неожиданных громких звуков и шумов. Не отходите от незрячего без предупреждения даже на небольшое расстояние, если он останется при этом один.
6. Не говорите с незрячим покровительственным тоном: зрячие ничем не выше незрячих. Общайтесь с ним так же уважительно, как с любым другим человеком.
7. В ходе диалога обращайтесь прямо к незрячему и говорите нормальным голосом. Не кричите, ведь незрячий – не глухой. Не пытайтесь избегать слов «смотреть» и «видеть» – для незрячего человека они означают «видеть руками», осязать.
8. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.
9. Не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Можно дать понять незрячему, что вы разговариваете именно с ним, легонько прикоснувшись к нему рукой. К слабовидящим также стоит обращаться по имени, ведь они не видят вашего взгляда и могут не понять, что вы обращаетесь именно к ним.
10. Всегда предупреждайте инвалида по зрению, если хотите взять его за руку или пожать руку.
11. Не проявляйте открыто сострадания и жалости к незрячим. Жизнь многих незрячих полна впечатлений, насыщена радостями и заботами. Им нужна помощь, но не жалость.
12. В присутствии инвалида по зрению не следует долго восхищаться красотой недоступного для его восприятия объекта (картиной, предметом под стеклом, природным явлением и т. п.). Лучше конкретизировать, что именно вызывает восхищение.
13. Не заменяйте чтение какого-либо документа его пересказом, особенно если инвалиду по зрению нужно знать содержание. Обязательно информируйте подростка или взрослого незрячего о правовых последствиях его действий, связанных с подписанием любых бумаг. Помните, что инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.
14. Если вы обедаете с незрячим, то рассказывайте ему о том, какую приносят пищу и как располагают ее на столе и на тарелке. Старайтесь быть точным в своих описаниях: «Стакан с компотом находится справа от тарелки, за тарелкой стоит корзинка с хлебом» и т. д. Если на тарелке находится несколько блюд (например, салат, картофель, помидор), то в их описании для незрячего, кроме привычных способов ориентации («котлета находится справа, картофель слева»), можно использовать и такой: ассоциируйте тарелку с циферблатом (например, помидоры находятся на три часа). Это поможет незрячему найти самому нужное блюдо. За столом надо обеспечить безопасное место, чтобы инвалид по зрению при тесноте не опрокинул чайник с кипятком, посуду, блюдо с угощением и т. п. Также не следует ничего класть в тарелку незрячему человеку, не предупредив его о своем намерении, ведь он, как и любой другой человек, может быть избирательным в еде и не любить каких-то блюд.
В наших городах имеются целые районы, заселенные слепыми. Они учатся, работают, обзаводятся семьями. К сожалению, они лишены радости видеть окружающий нас мир во всей его красоте. Порой недуг слепоты делает их неуверенными и беспомощными. Но нам, зрячим, даны глаза и хорошее зрение не только для того, чтобы сидеть за компьютером, рассматривать яркие журналы и любоваться природой. Мы должны видеть чужую боль, немощи. Если мы не замечаем и не хотим замечать проблем, страданий, недугов других, то мы тоже слепы, мы страдаем духовной слепотой. Мы должны употреблять драгоценный дар зрения не только для своей пользы, но и для помощи тем, кто имеет ограниченные физические возможности. Не оставайтесь равнодушными при встречах со слепыми, посмотрите внимательно, может им нужна ваша помощь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *